Подоконники из дерева


Подоконник – это важный элемент оконной конструкции. Он играет определенную роль в теплоизоляции помещения, но в большинстве случаев воспринимается как элемент декора, без которого окно выглядит некрасивым и незавершенным.

При этом дерево – самый популярный материал изготовления интерьерного решения, в том числе и под пластиковые профили.

Рис. 1. деревянный подоконник

Рис. 1. деревянный подоконник

Технология изготовления подоконников из дерева

Существует две технологии изготовления подоконных столешниц:

  • Массив;
  • Переклейка.

Для изготовления массива берется одна цельная доска. Чаще всего такие изделия не очень широкие и достаточно дорогие, особенно если выбор падает на ценные разновидности дерева.

Рис. 2. пример изготовления переклейки

Рис. 2. пример изготовления переклейки

Переклеенная подоконная доска – это несколько узких реек, которые склеиваются под давлением и температурой на прессе. Рейки склеиваются в два слоя, но каждый из слоев состоит из нескольких нешироких реек. За счет этого столешница теряет во внешнем виде из-за заметных стыков. Производители могут убрать этот дефект за счет оклеивания шпоном.

Переклейка и массив требуют сушки. Плохо просушенный брус даже при правильной эксплуатации быстро выявит дефекты. Древесина начинает деформироваться, трескаться. Первые признаки неправильной сушки после установки проявятся уже через месяц.

За сушкой следует полировка, которая стачивает лишние части. Столешница полируется практически до гладкого состояния. При этом особое внимание уделяется верхней стороне. Переклейка тоже проходит эту стадию, но если продукция будет покрываться шпоном, такого внимания к деталям при шлифовке не требуется. При изготовлении переклейки обычно используются разные породы древесины. Наиболее ценные берутся для верхнего слоя, а также для «козырька». В середине обычно используются сосновые рейки, как оптимального материала.

Обработанную столешницу обрезают по размеру окна. При этом уголок должен уходить в пазы в стенах, а сам «козырек» должен выпирать хотя бы на 6 см дальше оконного откоса.

СПРАВКА! Замеры для подоконника играют важную роль. Слишком толстый массив может стать причиной плохого прогревания оконного стекла и выделения конденсата. Для надежности

Обработка подоконника

Рис. 3. покрытие досок лаком

Рис. 3. покрытие досок лаком

После этапа шлифовки часть будущей оконной конструкции обрабатывается различными жидкостями. Антисептик предотвращает появление плесени и грибка, поэтому им с особой тщательностью окрашивается нижняя сторона, так как она соприкасается с батареей и плохо проветривается. В случае высокой влажности в помещении зона под окном – идеальное место для плесени.

В зависимости от регламентов производства плита может покрываться мастикой, воском, лаком. Эти вещества призваны продлить срок службы столешнице, и придать ей красивый вид. Еще одной причиной использования воска и лака является дополнительная защита от влаги. Бревно довольно плохо реагирует на повышенную влажность, так что пропитки и полировки нужны, чтобы «удержать» древесину в изначальном состоянии без увеличения в размерах и деформации конструкции.

Часто используется краска или тонирующие составы, чтобы изменить цвет столешницы. Такая обработка зависит от пожеланий клиента, если особый цвет гармонирует с интерьером помещения. Однако все чаще используются максимально натуральные расцветки, которые призваны указать на единство с природой и общую экологичность предмета гарнитура.

Преимущества подоконников из дерева

Рис. 4. деревянный подоконник как дополнительное рабочее место

Рис. 4. деревянный подоконник как дополнительное рабочее место

Все преимущества деревянных подоконников стоит рассматривать относительно других материалов, так как ПВХ или камень иногда могут быть более подходящими.

  • Экологичность. Безопасность деревянных изделий выделяется по сравнению со всеми другими типами сырья, которые берутся для его создания. И в жару, и в холод брус не выделяет токсинов. А также не способно накапливать радиацию, как это происходит с мраморными плитами.
  • Долговечность. Это довольно спорный аргумент, ведь камень и пластик могут прослужить тоже не один десяток лет. Нужно помнить, что мелкие царапины и сколы на пластике хорошо заметны, а удалить их сложно и затратно. А мрамор и кафель можно разбить, после чего потребуется полная его замена.
  • Невысокая цена. Данный постулат относится не ко всем породам дерева. Но при изготовлении подоконных досок чаще всего используется доступные в ценовой политике сосна и лиственница.
  • Хорошая теплоизоляция. Ресурс хорошо хранит тепло, а значит, станет отличным изолятором холодного воздуха с улицы.

Недостатки подоконников из дерева

Рис. 5. подоконник после длительного отсутствия профилактической покраски

Рис. 5. подоконник после длительного отсутствия профилактической покраски

Недостатков у сырья мало, но они имеют решающее значение при выборе определенного материала:

  • Плохое восприятие влаги. Это учитывается еще на этапе изготовления подоконной доски, когда породы тщательно просушиваются. Влажная поверхность быстро начинает деформироваться и трескаться. Поэтому не рекомендуется устанавливать деревянные конструкции в помещениях с повышенной влажностью.
  • Необходимость особого ухода. Основные правила эксплуатации связаны с тем, чтобы следить за минимальным соприкосновением с водой. Если вода попадет в небольшую трещину, это станет катастрофой для всей поверхности.
  • Плохое восприятие теплового излучения. Это относится в основном к искусственным источникам тепла – батареям и обогревателям. Близкий контакт с ними может привести к деформации, между оконным каркасом и батареей должно быть выдержано определенное расстояние.

Лучшие породы дерева для изготовления подоконников

Рис. 6. деревянные подоконники из разных пород дерева

Рис. 6. деревянные подоконники из разных пород дерева

Заказать подоконник можно практически из любого сорта дерева. Чем более редкой порода является, тем выше будет стоимость. Также довольно высокая цена обуславливается хорошими свойствами той или иной породы. К примеру, твердая древесина более устойчива к воздействию влаги и температуры, и стоимость будет выше.

Самыми популярными разновидностями, которые используются для создания любой части окна, являются:

  • Сосна;
  • Лиственница;
  • Дуб.

Также неплохие отзывы можно найти на ясень или ель. Некоторые специалисты предпочитают вишню, но подобное мнение спорное в кругу профессионалов. Некоторые клиенты предпочитают экзотические виды: мербау или эбен. У большинства этих разновидностей есть особые изюминки, из-за которых покупатели выбирают тот или иной сорт.

Сосна

Рис. 7. сосновая переклейка

Рис. 7. сосновая переклейка

Сосна относится к бюджетным сортам, ее обычно используются в качестве «наполнителя» для переклейки. При этом внешний слой используют более дорогой, за счет чего недобросовестный продавец легко может обмануть покупателя и взять более высокую цену, чем изделие действительно стоит.

Сосна довольно легкая, при ее установке не нужно бояться о той тяжести, которую придется нести опорным бетонным подушкам. Легкость имеет и отрицательные стороны, ведь «воздушную» сосну легко деформировать внешними повреждениями. К примеру, вмятина может остаться от случайно брошенного молотка или постоянно стоящих на одном месте вазонов с цветами.

К плюсам сырья стоит отнести ее природную устойчивость к насекомым и плесени. В нем содержится достаточно смолы, чтобы обработка антисептиком стала лишь проформой, не обязательным этапом производства. Но, несмотря на устойчивость к паразитам, сосну выбирают не так часто, так как сложилось устойчивое мнение о ее «дешевом» внешнем виде. Исправить это можно за счет покраски под дуб или другие ценные породы.

Лиственница

Рис. 8. доска из лиственницы

Рис. 8. доска из лиственницы

По своим «техническим» характеристикам лиственница близка хвойным, однако имеет более высокую стоимость. В первую очередь это связано с красивым внешним видом. Если ель и сосна имеют светлый оттенок, то лиственница более темная, за счет чего и считается более красивой.

С лиственницей сложнее работать на этапе заготовки. Большое количество смолы в дальнейшем предотвратит загнивание предмета интерьера, его деформацию, образование плесени или грибка, но обрабатывать смолянистую поверхность сложно. Шлифовка требует существенных усилий, а художественная резьба практически не применяется.

Иногда можно найти дешевую лиственницу. Это связано с браком изделия на этапе сушки, когда внутри образуются микротрещины. Такой брак значительно снижает срок эксплуатации части окна.

Дуб

Рис. 9. дубовый подоконник

Рис. 9. дубовый подоконник

Дуб – один из самых презентабельных типов сырья, который имеет очень долгий срок службы. При правильном уходе изделие из дуба переживет даже внуков покупателя. К плюсам можно отнести не только благородный внешний вид, но и хорошую сопротивляемость влаге и теплу, поэтому и ухаживать ним проще, чем за другими сортами древесины.

Дуб очень твердый, а значит, покупателю не стоит боятся отметин от вазонов с цветами и других предметов. Уголок станет дополнительным место для отдыха, который спокойно перенесет все невзгоды.

Однако дубовая доска стоит дорого. Высокая стоимость получается не только благодаря хорошим свойствам породы, но и сложностью ее обработки. Твердый дуб плохо поддается шлифовке, поэтому прежде, чем оказаться в квартире заказчика, ему нужно выдержать несколько трудоемких процессов шлифования.

Особенности подоконников из дерева

Рис. 10. характерный подоконник из дерева

Рис. 10. характерный подоконник из дерева

Дерево имеет определенные особенности, которые выделяют материал среди других. Однако эти особенности являются неоднозначными. Некоторые считают их преимуществом, для кого-то эти же особенности – минус и брак производства. В большинстве случаев такие особенности можно исправить на стадии создания. Зависит это от решения непосредственного заказчика.

Разнооттеночность

Рис. 11. пример разнооттеночности

Рис. 11. пример разнооттеночности

Даже продукция из массива по всей длине не обязательно имеет однородный цвет. Он может быть где-то чуть темнее или светлее. Дерево – это живой организм, поэтому невозможно встретить абсолютно ровного тона. Подавляющая часть покупателей эту особенность используют как доказательство использования натурального материала. Однако если клиенту это не нравится, можно использовать краску, которая полностью изменит цветовую гамму на однородную.

Различия в текстурном рисунке

Рис. 12. текстурный рисунок на примерах разных пород деревьев (отдельных экземпляров)

Рис. 12. текстурный рисунок на примерах разных пород деревьев (отдельных экземпляров)

Натуральный рисунок – это разновидность разнооттеночности. Но здесь особую роль сыграло то, что в том или ином месте у бруса были сучья или ветки, которые после срезания и шлифовки все равно оставили темные круги или полосы. Также как и с разнооттеночностью, избавиться от различия в рисунке можно за счет полного закрашивания.

Проявление структурных неровностей

Рис. 13. пример доски с явно выраженными канавками

Рис. 13. пример доски с явно выраженными канавками

При изготовлении особое внимание уделяется подбору сырья. Доска должна быть ровной, без сучков и явных дефектов. Однако канавки и небольшие ямки – неизбежная особенность бруса. Такие неровности создаются из-за плотных растительных волокон. К примеру, ель сама по себе достаточно мягкая, поэтому отдельные волокна в ней выделяются очень сильно. При шлифовке рытвины никуда не исчезнут, а что вероятней, будут более хорошо виды за счет разницы в цвете.

Срыть их можно только у изначально твердых сортов посредством шлифовки и использования специальных масел и пропиток. Хорошим заполнителем на последнем этапе станет лак или воск.

Монтаж деревянных подоконников

Рис. 14. установка подоконника

Рис. 14. установка подоконника

При установке следует сделать пазы в примыкающей стене. Это послужит основанием для закрепления конструкции и сделает ее более надежной. Соответствующие выемки перед монтажом необходимо очистить от пыли и смочить водой.

В случае, когда подоконник устанавливается в кирпичном или панельном доме, будет удобней устанавливать его на бетонные опоры с обеих сторон от батареи. В противном случае конструкция будет висеть в воздухе, а значит, будет менее надежной.

Высоту бетонных или металлических опор необходимо установить с помощью уровня или любого другого прибора. Главным аспектом здесь является одинаковая высота обеих опор, на которые «надевается» столешница. Бетонная подушка под поверхностью должна быть затвердевшей и ровной.

Изделие вставляется в пазы, после чего его необходимо закрепить в таком состоянии. Делается это на саморезах. С их помощью переклейка или массив крепится и с наружной стороны. Саморезы должны прошить оконный профиль и войти в доску глубиной не меньше 4 см. В случае широкими конструкциями, можно использовать и более длинные саморезы. Оставшиеся ниши в стене и возле окна необходимо загерметизировать с помощью монтажной пены. Далее излишки пены срезаются, а на стену наносится штукатурка и шпаклевка.

Эксплуатация деревянных подоконников

Рис. 15. изношенный деревянный подоконник

Рис. 15. изношенный деревянный подоконник

Уход за деревянной продукцией делится на 2 основных этапа:

  • Постоянный осмотр поверхности и устранение образовавшихся дефектов. Необходимо вовремя обращать внимание на трещины или другие дефекты. Их легко убрать в самом начале, однако если оставить все на самотек, то срок эксплуатации даже надежного предмета из дуба с нескольких веков сократится до пары десятков лет.
  • Профилактические работы. Даже если на изделии нет трещин, сколов или плесени, периодически необходимо очищать поверхность от грязи и пыли. А также проводить профилактическую окраску или лакирование.

Самым главным врагом бруса является влага, поэтому при ежедневной уборке нельзя пользоваться абразивными чистящими средствами. Они оставляют микротрещины и требуют много воды для смывания. Лучше всего использовать влажную тряпку с последующим протиранием поверхности досуха.

Если на окне стоят цветы, необходимо периодически проверять состояние оконного «козырька» под горшками. Растений, которые требуют постоянного ухода и полива, часто оставляют ржавые круги, от которых сложно избавиться.

Устанавливать каркас лучше всего в конце всех ремонтных работ, чтобы избежать частой влажной уборки. Если же пыльные работы после монтажа подоконника неизбежны, рекомендуется обернуть его пленкой и закрепить на гвоздях. Плита сама по себе не притягивает пыль, но в случае ремонта желательно обезопасить важную часть интерьера помещения.

Повторная лакировка или окраска подоконника не имеет четких временных рамок. Это устанавливается самим пользователем. Это может быть раз в год или раз в несколько лет. Наносить новый слой краски лучше всего на ошкуренную плиту. Так можно избежать трещин на краске, которые могут образоваться при подсыхании нового слоя.